Александра ЭМ
г. Волгоград


Родилась в 1986 году, в посёлке Большой Царын, Республика Калмыкия. В 2011 году окончила магистратуру Волгоградского государственного университета, специальность историк. С 2015 года по настоящее время является преподавателем в волгоградской школе корейского языка «Миринэ». Увлечения: чтение, изучение иностранных языков, написание коротких рассказов и фанфиков.


ИМПЕРИЯ


    В марте 790 года с основания Рима (37 г. н.э.), на вилле в Мизене умирал человек. Это был уже глубокий старик до последнего дня демонстрирующий крепость и ясность ума. Последнее было самым страшным, многие из его жестоких и бесчеловечных поступков легко бы объяснялись помутнением рассудка, но нет, Тиберий никогда не терял разума. Все что он делал, было сознательным, и возможно не столь ужасным как потом будут живописать историографы. Принцепс закашлял, тут же подскочил раб с серебряной плевательницей, наблюдавший за этой сценой Макрон усмехнулся уголком рта. Старый волк находится при последнем издыхании, скоро взойдет звезда нового правителя. Префект был дальновидным человеком из двух наследников Тиберия, он выбрал Гая Юлия, даже послал свою жену греть юнцу постель. Умница Энния уже три года поддерживала эту связь и пусть она жаловалась на жестокость любовника и демонстрировала укусы, которые тот оставлял на её теле, Макрон велел продолжать, когда Гай Юлий станет принцепсом он их не забудет. Сейчас же надо было дождаться, когда издохнет Тиберий.
    Умирающий принцепс блуждал по лабиринтам памяти, он вспомнил мать красивую и холодную Ливию Друзиллу, вспомнил отца нервного и вспыльчивого Нерона, и конечно он вспоминал отчима Гая Октавиана Августа. Этого человека он ненавидел и боялся все то время пока тот был жив. Октавиан ради своего понимания величия Рима был готов сколь угодно жертвовать другими. Рим владел всеми помыслами отчима, он полагал, что за долгое правление сделал немало для его возвеличивания. Но Тиберий считал иначе, Август был никем без своих помощников без Марка Випсания Агриппы, без Ливии Друзилы, без младшего пасынка Друза и в последние годы без него Тиберия. Все они вместе творили легенду о непобедимом Августе, о мудром и добродетельном правителе, а он топтал их, в особенности его.
    В молодости Тиберий отказывался понимать, как ради интересов империи можно безжалостно перекраивать жизни людей, со временем он изменил своим убеждениям. Да, империя требовала не только крови варваров и рабов, она не могла также существовать без кровопусканий самых благородных семей. Августу это было известно еще задолго до прихода к власти. Тиберий вновь закашлялся, Макрон в эту минуту подумал, что можно было ускорить кончину зверя, велеть мальчику прислонить к восковому лицу подушку и нажать сильнее. Кашель успокоился, и Тиберий вновь вспомнил о былом, сколько они все положили на алтарь величий Рима, сколь многим пожертвовали.
    Его первой женой стала Випсания, дочь прославленного Марка Агриппы, ей было шестнадцать, а Тиберию двадцать, когда их поженили. Они виделись раньше, и он не обращал на неё внимания, но оказавшись наедине с ней, Тиберий почувствовал, как что-то дрогнуло внутри. Он полагал, что его супруга будет напоминать Ливию Друзиллу — холодная, расчетливая, недобрая. Но Випсания была всего лишь юной девушкой, дрожащей в преддверии первой ночи, её напугали рассказами о жестокости будущего мужа. О том, что он испытывает противоестественную любовь к собственной матери и склонен к вспышкам холодной ярости, когда с каменным лицом мог зарубить ни в чем не повинного раба. И, все же, Виспания была дочерью своего отца, она смогла унять дрожь, а Тиберий, развязав на ней пояс, не захотел подвергать её насилию. Он сделал порез на руке, чтобы оставить кровавый след на простыне, после они лежали рядом и молчали, тогда ему открылось, что молчать в компании лучше, чем в одиночестве. Их брак был счастливым, немного его омрачало отсутствие детей, но все нападки матери Тиберий отбивал тем, что не желает разводиться. На седьмой год их брака родился долгожданный наследник Друз, пожалуй, это время было самым радостным за всю жизнь будущего принцепса. Но все рухнуло после смерти тестя, которая произошла на следующий год. Випсанию отняли, заставив развестись с ней, Тиберий помнил их последний разговор, когда она стояла перед ним беременная и несчастная, а он не мог ничего сделать. Того требовали интересы Рима, со смертью отца Випсания теряла ценность, Август посчитал, что Тиберий должен жениться на его единственной дочери Юлии, Ливия поддержала это решение, ведь такая перестановка делала её старшего сына одним из основных наследников Октавиана.
    — Ты ведь не желаешь расстраивать меня? — спросила Ливия Друзилла. — Или ты хочешь, чтобы Август развел Друза? Подумай, твой брат благополучно женат у него много детей, у вас же с Випсанией всего один сын.
    — Будет еще один, — без особой надежды возразил он.
    — Сначала пусть родится!
    Он согласился, любовь к младшему брату пересилила привязанность к жене. Друз благополучно женатый на Антонии не заслуживал такой жены как Юлия. Випсания удалилась на время из Рима, позже она родила мертвого ребенка, он узнал об этом, но не мог даже написать ей в утешение. С Юлией они были знакомы с детства, они оба были невольниками своего происхождения, но каждый понимал его по-своему. Родив от престарелого Агриппы сыновей, Юлия посчитала, что заслужила немного развлечений, о её развратности знали все, она ничем не сдерживала своих порывов. Брак их с Тиберием был обречен, они не любили и не уважали друг друга, даже рождение рано умершего Друза не сблизило супругов. Однажды Тиберий вновь увидел Випсанию, она была уже замужем за этим ничтожным Гаем Азинием Галлом. Настоящая римская матрона, величественная, не смотря на маленький рост и хрупкое телосложение, она сделала вид, что не замечает бывшего мужа, а он долго со слезами на глазах смотрел ей в след. Об этом доложили Августу, Випсании с супругом было запрещено появляться в Риме.
    Прошли годы Тиберий успел развестись с развратной Юлией, которая попалась на одной из многочисленных интриг и обвинена в покушении на отцеубийство. Умер храбрый Друз, единственный брат и человек, которого Тиберий любил больше прочих. Ушел и Август, проживший неправдоподобно долго для своего хилого телосложения. Тиберий стал правителем Рима, он сделал многое для этого, его руки оказались по локоть в крови, но все во имя империи.
    Вскоре после прихода к власти он тайно встретился с Випсанией и предложил ей вернуться к нему.
      — А как же мои дети и муж? — она смотрела на него ласково, но твердо.
    — Детей я обеспечу, а твой муж не пострадает, — он не смел её коснуться, хотя потянул уже было руку.
    — Так не пойдет, — Випсания сама взяла его руку и прижала к щеке. — Зачем тебе чужая и немолодая жена? Женись на красивой веселой девушке.
    Он ничего не ответил, они сидели рядом в полной тишине, пока она мягко не попрощалась. Больше Тиберий её не видел, через шесть лет Випсания умерла. А его ждали долгие годы труда во имя империи. Ради укрепления власти он без жалости расправлялся с несогласными, присваивал имущество богатых граждан, заставляя их объявлять себя наследником, и подобно Юлии стал предаваться разнузданному разврату. Многое было сделано, Тиберий всегда был хорошим экономом, после себя он оставит полную казну и спокойные границы, но как этим распорядятся приемники? Сейчас умирающего принцепса уже не волновали эти проблемы, пусть решают боги. Сам Тиберий вновь увидел себя двадцатилетним, к нему доверчиво прижалась молодая девушка и они красноречиво молчат минуты, часы, годы, столетия.
  Утром Макрону доложили, что принцепс мертв, префект поспешил поздравить Гая Юлия. Позже, смерть Тиберия обрастет самыми неправдоподобными слухами, будут приписывать его кончину самому Макрону или даже Гаю Юлию, поползут слухи об удушении и яде. Но империи уже все равно, ей нужен новый правитель, тот которого она сможет перемолоть в своих жерновах.

 

©    Александра Эм
 

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:

                                                         Причал

Литературный интернет-альманах 

Ярославского областного отделения СП России

⁠«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.»  Фёдор Достоевский
Яндекс.Метрика